В каждой из команд четыре автономных робофутболиста, из них три полевых игрока и один вратарь. Есть и запасные, так как среди роботов обычно наблюдается высокий уровень травматизма по ходу матчей и не всегда есть возможность их оперативно починить. Каждый матч проходит на поле из мягкой искусственной травы размером 6,75 на 4,5 м. В ворота высотой 110 см и шириной 180 см необходимо попасть мячом весом 200 г с длиной окружности до 48 мм.
Роботы-футболисты должны быть активными, уметь хорошо ходить, бегать, бить по мячу и пасовать друг другу. Для этого им требуется уверенно держать равновесие, распознавать с помощью алгоритмов компьютерного зрения мяч, ворота, своих сокомандников и игроков соперника. Необходима также способность вставать после падений.
Возглавляет отправившийся в Бразилию российский коллектив из МФТИ Егор Давыденко, кандидат технических наук, ведущий научный сотрудник лаборатории волновых процессов и систем управления, играющий тренер, научный и технический руководитель команд Starkit. Он считает, что робофутбол — это «отличный полигон, чтобы выяснить, у кого сильнее математики, программисты и инженеры. Только по научным статьям и даже приложенному к ним коду программ это выяснить трудно. Практика — критерий истины. А такие турниры повышают мотивацию научных команд, заставляют искать лучшие решения. И при этом, что немаловажно, делиться ими с остальными участниками».
В робофутболе есть негласное правило — победитель турнира показывает свой код и инженерные наработки другим участникам. В результате над проблемами искусственного интеллекта, управления движениями и координацией роя роботов — очень сложными инженерными задачами — работают сообща наиболее талантливые люди во всем мире.
Владимир Литвиненко, аспирант МФТИ и капитан команд Starkit, уверен в победе на открытом чемпионате Бразилии: «В Humanoid League нам будут противостоять четыре бразильские команды, а в SPL к двум бразильским добавится немецкая команда из Лейпцига. Всех их мы ранее во время пандемии разгромили на полностью виртуальном чемпионате мира по робофутболу. Там нам пришлось сделать точные цифровые модели наших роботов и в таком формате соревноваться внутри виртуальной симуляции с детально проработанной физикой (вроде мягкой травы, полноценного мяча и ворот). Роботы там точно так же получали картинку с камеры симуляции и ориентировались только по ней. Были все те же реальные трудности, но не было поломок из-за столкновений и падений».
Противостоять россиянам смогли бы только японцы. Они выиграли чемпионат мира в этом году. Но возможно только потому, что команды из МФТИ туда не допустили из-за санкций, несмотря на предварительное согласие и оплаченные оргвзносы.
Особую благодарность все 12 участников коллектива (большинство — студенты и аспиранты МФТИ) выражают основателю Starkit Азеру Бабаеву, выпускнику МФТИ и члену Физтех-Союза. Много лет он вдохновляет и финансирует из своих личных средств команды, а «его организаторский талант позволяет превратить гвалтящую массу студентов и аспирантов в организованную первоклассную команду», — отмечают Егор Давыденко и Владимир Литвиненко.
Ну а первоклассные кадры среди студентов всегда можно рекрутировать в МФТИ. Ведь люди, а не машины, решают в этом спорте всё!