В начале своего доклада профессор рассказал, что такое современный Физтех и какие задачи он перед собой ставит, приведя цитату ректора МФТИ Дмитрия Ливанова: «…наши приоритеты на ближайшие годы: практико-ориентированные исследования и разработки, инжиниринг для решения задач национального масштаба».
Смотреть запись лекции Вячеслава Владимировича Кондратьева
«Инжиниринг прикладных систем искусственного интеллекта»
Затем Вячеслав Кондратьев уточнил, что для ИИ всегда необходима инфраструктура, а алгоритмы лишь часть общего ландшафта проблематики ИИ, они всегда встроены в некоторые физико-технические системы. И те, и другие — есть результат конструирования.
Здесь пролегает главное различие между учёными и инженерами: первые изучают мир, а вторые его создают. Поэтому на стадии системного инжиниринга всегда происходит конструирование новых объектов — систем из множества систем. Однако для этого процесса необходимы платформы поддержки, репозитории кейсов и библиотеки описаний моделей ИИ, облегчающие продуцирование новых прикладных решений.
Далее учёный дал краткое введение в теорию систем и системный подход, а также определения основных понятий, необходимых учителям для дальнейшего понимания данной области. «Система — это метод, способ выделения значимых сущностей из окружающего нас мира, который позволяет дальше с этими сущностями конструктивно работать, — отметил Вячеслав Кондратьев. — Причём искусственные системы, в отличии от физических, имеют предназначение: они должны приносить кому-либо пользу».
В основной части лекции учителям было предложено выполнить два упражнения. Первое — на развитие системного видения, через разложение целостного продукта — системы систем в виде антропоморфного робота — на отдельные подсистемы, а также на осмысление его способа взаимодействия с окружающей средой и человеком (компьютерное зрение, голосовые интеллектуальные ассистенты и пр.). Причём важно было не просто сделать анализ, но и многоуровневое, хотя и краткое описание, которое в дальнейшем могло бы выступать как гипотетический документ для других инженеров, проектирующих сходные устройства.
Второе упражнение предполагало использование некоего набора стандартизированных моделей для описания требуемых целевых объектов. Его задача состояла в развитии модельно-ориентированного видения. Кроме того, одновременно, это было и краткое введение в современный модельно-ориентированный системный инжиниринг.
«Современные инженерные описания включают архитектуру, сущности из которых она состоит, а также характеризующие их количественные и качественные данные, — рассказал Вячеслав Кондратьев. — Поэтому важно уметь выделять разные сущности, их функции, физические компоненты и работы, необходимые для их производства, а затем увязывать их между собой».
Предложенные упражнения не только помогли самим учителям понять, каковы текущие «мягкие» методы проектирования систем с ИИ, но и потенциально могут быть использованы ими в собственных уроках для обучения азам модельно-ориентированного системного инжиниринга школьников. Особенно с учётом, что предложенные задания могут быть адаптированы под учеников разного возраста. Если подобные упражнения будут внедрены в педагогическую практику, то в России передовое инженерное мышление будет воспитываться со школьной скамьи.