Новости

Более 3500 школьных учителей прослушали лекцию о прикладном инжиниринге систем искусственного интеллекта от директора Центра ИИ МФТИ

С 5 сентября по 3 октября МФТИ совместно с Министерством просвещения Российской Федерации провели бесплатную программу «Быстрый старт в искусственный интеллект» для повышения квалификации школьных педагогов, преподающих информатику и иные предметы. Одним из центральных выступлений проекта стала лекция директора Исследовательского центра прикладных систем искусственного интеллекта, кандидата технических наук, профессора Вячеслава Владимировича Кондратьева «Инжиниринг прикладных систем искусственного интеллекта». Всего он выступил дважды — сначала для аудитории Дальнего Востока и Сибири, а затем и для учителей центрально-европейской части России. Оба выступления посмотрели почти 3800 человек, из них около 200 оставили свои комментарии под записью лекции.

В начале своего доклада профессор рассказал, что такое современный Физтех и какие задачи он перед собой ставит, приведя цитату ректора МФТИ Дмитрия Ливанова: «…наши приоритеты на ближайшие годы: практико-ориентированные исследования и разработки, инжиниринг для решения задач национального масштаба».

Смотреть запись лекции Вячеслава Владимировича Кондратьева

«Инжиниринг прикладных систем искусственного интеллекта»


Затем Вячеслав Кондратьев уточнил, что для ИИ всегда необходима инфраструктура, а алгоритмы лишь часть общего ландшафта проблематики ИИ, они всегда встроены в некоторые физико-технические системы. И те, и другие — есть результат конструирования.

Здесь пролегает главное различие между учёными и инженерами: первые изучают мир, а вторые его создают. Поэтому на стадии системного инжиниринга всегда происходит конструирование новых объектов — систем из множества систем. Однако для этого процесса необходимы платформы поддержки, репозитории кейсов и библиотеки описаний моделей ИИ, облегчающие продуцирование новых прикладных решений.  

Далее учёный дал краткое введение в теорию систем и системный подход, а также  определения основных понятий, необходимых учителям для дальнейшего понимания данной области. «Система — это метод, способ выделения значимых сущностей из окружающего нас мира, который позволяет дальше с этими сущностями конструктивно работать, — отметил Вячеслав Кондратьев. — Причём искусственные системы, в отличии от физических, имеют предназначение: они должны приносить кому-либо пользу».

В основной части лекции учителям было предложено выполнить два упражнения. Первое — на развитие системного видения, через разложение целостного продукта — системы систем в виде антропоморфного робота — на отдельные подсистемы, а также на осмысление его способа взаимодействия с окружающей средой и человеком (компьютерное зрение, голосовые интеллектуальные ассистенты и пр.). Причём важно было не просто сделать анализ, но и многоуровневое, хотя и краткое описание, которое в дальнейшем могло бы выступать как гипотетический документ для других инженеров, проектирующих сходные устройства. 

Второе упражнение предполагало использование некоего набора стандартизированных моделей для описания требуемых целевых объектов. Его задача состояла в развитии модельно-ориентированного видения. Кроме того, одновременно, это было и краткое введение в современный модельно-ориентированный системный инжиниринг.

«Современные инженерные описания включают архитектуру, сущности из которых она состоит, а также характеризующие их количественные и качественные данные, — рассказал Вячеслав Кондратьев. — Поэтому важно уметь выделять разные сущности, их функции, физические компоненты и работы, необходимые для их производства, а затем увязывать их между собой».

Предложенные упражнения не только помогли самим учителям понять, каковы текущие «мягкие» методы проектирования систем с ИИ, но и потенциально могут быть использованы ими в собственных уроках для обучения азам модельно-ориентированного системного инжиниринга школьников. Особенно с учётом, что предложенные задания могут быть адаптированы под учеников разного возраста. Если подобные упражнения будут внедрены в педагогическую практику, то в России передовое  инженерное мышление будет воспитываться со школьной скамьи.
2022-11-03 18:00