Новости

МФТИ представил проекты учебной подготовки в сфере искусственного интеллекта на Форуме «Армия 2023»

Учебная подготовка в МФТИ в сфере искусственного интеллекта развивается на основных уровнях образовательного процесса в форме проектов и программ выполняемых при грантовой поддержке и совместно с индустриальными партнерами (Яндекс, Сбер, Роскосмос, Росатом, ИНИД, Газпромбанк, 1С, Академия ИИ для школьников).
Среди них:
  • проект «Код будущего» где школьники 8–11 классов могут бесплатно изучать языки программирования;
  • проект «Быстрый старт в искусственный интеллект», где прошли обучение более 15 тыс. учителей из 82 регионов России;
  • совместно с 19 ведущими университетами России МФТИ проводит Всероссийский учебный фестиваль по искусственному интеллекту и программированию RuCode, в рамках которого проходят бесплатные образовательные программы, а также соревнования по алгоритмическому программированию и искусственному интеллекту (количество слушателей онлайн-курсов – более 50 тыс. человек).
Также МФТИ проводит программы повышения квалификации в области ИТ и искусственного интеллекта, предназначенные для специалистов занимающихся внедрением искусственного интеллекта: «Руководитель проектов в области искусственного интеллекта, «Искусственный интеллект для директоров», «Технологии искусственного интеллекта», «Инженер данных».
Целью реализации Программы профессиональной переподготовки «Системный конструктор 2.0» является формирование компетенций слушателей в сфере модельно-ориентированного системного инжиниринга, проектирования и развития сложных изделий и систем деятельности со встроенным искусственным интеллектом.
На Форуме Армия 2023 Центр ИТ-образования ЦРИТО и Исследовательский центр прикладных систем искусственного интеллекта МФТИ представили сообщение об опыте и результатах реализации образовательных проектов и программ в сфере ИИ.
Эксперты Президентской академии и МГТУ им. Баумана опубликовали сообщение о ходе обсуждения тематики на профильной секции Форума «АРМИЯ 2023».
В рамках конгресса «Стратегическое лидерство и технологии искусственного интеллекта» на форуме «Армия-2023» эксперты обсудили вопросы развития образовательных стандартов в области искусственного интеллекта (ИИ) в России. Сессия «Подготовка кадров в области ИИ. Путь от школьника до специалиста» состоялась по инициативе Президентской академии и МГТУ им. Баумана.
«Создание единого эффективного проекта для внедрения унифицированных образовательных стандартов по ИИ в вузах различных профилей будет способствовать высокому качеству подготовки профильных кадров, отвечающих требованиям динамично развивающегося рынка труда. Сегодня наша задача – сформировать непрерывный цикл развития профильных компетенций, начиная со школы, усиливая их в вузе и повышая в течение жизни», – отметил директор Института общественных наук РАНХиГС, модератор дискуссии Павел Голосов.
Экспертами на сессии выступили первый заместитель Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) Андрей Федотов, руководитель Центра компетенций «Цифровая экономика», директор Международного евразийского индустриального фонда, член Совета Федерации по цифровой экономике Надежда Сурова, заместитель начальника Московского суворовского военного училища Элисо Шерихай, генеральный директор Ассоциации «Университетский консорциум исследователей больших данных» Вячеслав Гойко, руководитель лаборатории интеллектуальной аналитики РАНХиГС Сергей Боловцов.

Спикеры обсудили формирование актуальной карты компетенций с перспективой на ближайшее десятилетие, работу над проектами с использованием ИИ в школе, взаимодействие с отраслевыми лидерами с целью усиления межотраслевого и межведомственного партнерства.
«Прорывными технологиями для обеспечения технологического и кадрового суверенитета в России являются комплексы предиктивный аналитики в системе "Гостех". Здесь значимы стратегические программы Минцифры России по выстроенной системе подготовки кадров с мерами государственной поддержки – от субсидирования обучению школьников в рамках "Кода будущего" до обучения педагогов; создания отраслевых кафедр до подготовки научного и цифрового спецназа в сфере искусственного интеллекта», – поделилась мнением Надежда Сурова.
В свою очередь Сергей Боловцов сделал акцент, что сейчас для вузов «принципиально важен опыт и экспертиза исследовательских центров в сфере искусственного интеллекта, в том числе в области «сильного» ИИ, а также систем доверенного искусственного интеллекта и этических аспектов сферы применения технологий.

Вячеслав Гойко рассказал о необходимости обучения междисциплинарных команд. Таким проектом стала Школа прикладного анализа данных, в которой успешно проходят обучения работе с данными исследователи из разных областей наук.

Участники обсуждения пришли к выводам, что подготовка кадров – это определяющий вопрос. Искусственный интеллект хорошо работает в интересах и на благо граждан только в том случае, если с ним работает высококвалифицированный специалист. Чтобы сфера развивалась быстрее и эффективнее, экосистема подготовки кадров должна быть, во-первых, с участием заказчиков, то есть работодателей, во-вторых, доступной как для школьников на территории всей страны, так и для продолжающих развиваться в этом секторе специалистов.
2023-08-27 21:10